ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № _______
_________ РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
_________ РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА Педагогический совет Образовательного учреждения Протокол от _________ № _____ |
УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ / Приказ от ________2019 № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предмета «Практическая география» для 9 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Учитель: _____________________
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Нормативная база
При составлении рабочей программы для внеурочной деятельности в 9-х классах по предмету «Практическая география» учитель руководствуется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями) (далее ФГОС ООО);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Распоряжение Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 20.03.2019 № 796-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 10.04.2019 № 03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ №____ ____________ района Санкт-Петербурга;
- Учебный план школы ГБОУ СОШ № _____ __________ района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
Место программы в учебном плане.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Практическая география» рассчитана на учащихся 9 класса на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.
Авторская программа рассчитана на 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 34 часа. В связи с этим произведено сжатие и уплотнение материала.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая география»
Личностные результаты:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Ученик научится:
- давать определения географическим понятиям и терминам;
- оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
- давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
- учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
- повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
- анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая география»
- План и карта (6 часов)
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1. Ориентирование по плану и карте.
2. Решение задач на определение географических координат.
3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
4. Определение расстояний на плане и карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.
- Путешествия и географические открытия (2 часа)
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.
- Природа Земли (6 часов)
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
- Определение средней температуры при подъеме и спуске.
- Решение задач на определение атмосферного давления
- . Определение типов климата по климатическим диаграммам
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека
- Материки, океаны, народы и страны (7 часов)
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1.Описание страны по плану.
2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
- География России (12 часов)
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1. Решение географических задач на определение поясного времени.
2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.
3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.
4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков
6. Определение причинно-следственных связей между объектами.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.
6. Итоговое занятие (1 час)
Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.
Формы организации внеурочной деятельности:
-практикум
-задания КИМ
-презентации
Характеристика основных видов деятельности учащихся;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Календарно-тематический план
внеурочной деятельности «Практическая география» 9 класс
на 2019-2020 учебный год
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала |
Тема 1. План и карта (6 часов) | ||||
1 | 1 | Источники географической информации. Условные знаки | 03.09-07.09 | 06.09 |
2 | 2 | Ориентирование на местности. | 10.09-14.09 | 13.09 |
3 | 3 | Горизонтали. Профиль местности. | 17.09-21.09 | 20.09 |
4 | 4 | Координатная сетка. Широта. Долгота. | 24.09-28.09 | 27.09 |
5 | 5 | Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат» | 01.10-05.10 | 04.10 |
6 | 6 | Определение расстояний на плане. | 08.10-10.10 | 11.10 |
Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа) | ||||
7 | 1 | География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. | 15.10-19.10 | 18.10 |
8 | 2 | Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.» | 22.10-26.10 | 25.10 |
Тема 3. Природа Земли (6 часов) | ||||
9 | 1 | Развитие земной коры. Земная кора на карте. | 29.10-02.11 | 08.11 |
10 | 2 | Атмосфера. Температура воздуха. | 06.11-09.11 | 15.11 |
11 | 3 | Атмосферное давление. | 12.11-16.11 | 22.11 |
12 | 4 | Климатические пояса Земли. | 26.11-30.11 | 29.11 |
13 | 5 | Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам» | 03.12-07.12 | 06.12 |
14 | 6 | Гидросфера: состав, свойства, происхождение. | 10.12-14.12 | 13.12 |
Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов) | ||||
15 | 1 | Особенности природы Африки. | 17.12-21.12 | 20.12 |
16 | 2 | Особенности природы Южной Америки | 24.12-28.12 | 27.12 |
17 | 3 | Особенности природы Австралии и Антарктиды. | 09.01-11.01 | 17.01 |
18 | 4 | Особенности природы Евразии. | 14.01-18.01 | 24.01 |
19 | 5 | Особенности природы Северной Америки. | 21.01-25.01 | 31.01 |
20 | 6 | Страны мира. Классификация стран. | 28.01-01.02 | 07.02 |
21 | 7 | Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов» | 04.02-08.02 | 14.02 |
Тема 5. География России (12 часов) | ||||
22 | 1 | ГП России. | 11.02-15.02 | 21.02 |
23 | 2 | Административно-территориальное устройство РФ. | 18.02-20.02 | 28.02 |
24 | 3 | Экономические районы России. | 25.02-01.03 | 06.03 |
25 | 4 | Часовые пояса. Поясное время. | 04.03-07.03 | 13.03 |
26 | 5 | Общая характеристика природы России. | 11.03-15.03 | 20.03 |
27 | 6 | Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». | 18.03-22.03 | 03.04 |
28 | 7 | Народы, населяющие Россию, их география. | 25.03-29.03 | 10.04 |
29 | 8 | Демографическая ситуация в России. | 01.04-05.04 | 17.04 |
30 | 9 | Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» | 15.04-19.04 | 24.04 |
31 | 10 | Регионы России. Хозяйство Европейской части России. | 22.04-26.04 | 08.05 |
32 | 11 | Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. | 29.04-08.05 | 15.05 |
33 | 12 | Природопользование и экология. | 13.05-17.05 | 22.05 |
Тема 6. Итоговое занятие (1 час) | ||||
34 | 1 | Обобщение материала по программе курса | 20.05-24.05 | |
Итого | часов | |||
По программе | 34 | |||
Выполнено |
Интернет – сайты:
- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;
- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;
- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
- geografspb.narod.ru› - сайты учителей географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области